Преосвященный Иринарх

(упр. 1868 – 1877 гг.)

В миру – Яков Дмитриевич Попов. Сын священника с. Долгого Курского уезда Курской губернии. С 1804 г. обучался в Курской духовной семинарии; в 1814 г. поступил в С.-Петербургскую духовную академию; 18.07.1817 г. закончил ее со степенью кандидата богословия. 1.08.1817 г. пострижен в монашество; 6.08.1817 г. рукоположен во иеродиакона; 8.08.1817 г. – во иеромонаха.

24.07.1818 г. назначен инспектором Орловской духовной семинарии. 16.09.1818 г. утвержден в степени магистра. 18.06.1819 г. назначен к домовой церкви маркизы Терци (урожд. кн. Голицыной) в г. Милан; в августе 1824 г. перемещен к церкви Российской миссии во Флоренции; в 1827 г. назначен к посольской церкви в Риме.

С 25.02.1831 г. – архимандрит Ярославского Толгского монастыря. В январе 1833 г. получил назначение к церкви миссии в Афинах.

В 1835 г. возвратился в Россию. 7.03.1836 г. наречен епископом Старицким; 3.05.1836 г. хиротонисан во епископа Старицкого, викария Тверской епархии; 15.09.1836 г. назначен епископом Рижским, викарием Псковской епархии. Преосвященный Иринарх стал первым Рижским епископом. 7.10.1841 г. уволен на покой, но 28 октября того же года назначен епископом Острогожским, викарием Воронежской епархии; 12.01.1842 г. получил самостоятельную Вологодскую кафедру; 12.11.1844 г. переведен в Кишинев; 14.04.1845 г. возведен в сан архиепископа; 17.03.1858 г. переведен в Каменец-Подольск; 20.12.1863 г. назначен на Рязанскую кафедру.

29.08.1867 г. уволен на покой с пребыванием в Рязанском Спасском монастыре. В связи с учреждением 21.08.1868 г. в Рязанской епархии викариатства в сентябре 1868 г. избрал местом жительства Рязанский Троицкий монастырь, которым управлял до смерти, последовавшей 25.09.1877 г. Погребен в летнем Троицком храме за правым клиросом. Над его могилой была медная плита с надписью: «Здесь покоится тело преосвященного Иринарха. Сын священника Курской епархии. Лет жития его было 90. Хиротонисан в епископы 1836 года, июня 23 дня. Умер 25 сентября 1877 года».

Преосвящ. Иринарх по своему образованию и по своим выдающимся нравственным качествам был замечательным человеком своего времени. Он был отличным богословом, замечательным языковедом, неутомимым и ревностным проповедником. Жизнь его была образцом умеренности, бескорыстия и кротости. Служение Иринарха (до епископства) за границей развило в нем замечательное умение обращаться с людьми и в трудных обстоятельствах держать себя с достоинством. Эти-то качества особенно потребовались преосвященному при его служении в Риге. Пять лет преосвящ. Иринарх трудился в Риге на пользу Православной Церкви. Прежде всего он приступил к обращению раскольников к единоверию и имел в этом деле значительный успех. При Иринархе произошло первое массовое движение латышей к соединению с Православной Церковью. Преосвященный сочувственно отнесся к этому движению. Но действия его вызывали недовольство среди немецких баронов, не желавших укрепления Православия среди латышей. На преосвящ. Иринарха посыпались доносы, его обвиняли в том, что он является виновником якобы начинающегося бунта против правительства. Эта клевета имела успех. Преосвященный был вывезен из Риги почти как «арестант». Произведенное затем следствие доказало невиновность еп. Иринарха, и он еще долгое время продолжал служить в разных епархиях.

В последние годы жизни преосвящ. Иринарх постоянно углублялся в созерцание тайн мира невидимого. Его занимали вопросы о бессмертии души, о будущем суде, о загробном состоянии.

Скончался преосвященный, как и жил, совершенным бессребреником.

После него остались его сочинения, которые он издал в 1868 г. в 10 книгах. Посылая их в 1874 г. к редактору «Вологодских епархиальных ведомостей», он просил напечатать список их в надежде, что, может быть, кто-нибудь выпишет эти книжки и воспользуется ими и послужат они, по слову апостола, «к обращению грешника от пути заблуждения, ко спасению души его от смерти».

Труды.

Семь слов о вере оправдывающей, о необходимости добрых дел в деле спасения, о расположении потребных в молитве и о некоторых условиях молитвы. М., 1868.

Слова на некоторые праздничные и высокоторжественные дни. М., 1868.

Поучительные слова на воскресные дни: Т. 1 – 2. М., 1866.

Слова на девять воскресных дней, начиная с недели перед Рождеством до недели всех святых и в неделю пред Воздвижением. М., 1868.

Поучительные слова на катихизис Православной церкви, как-то: на Символ веры, молитву Господню, заповеди Божии и евангельские блаженства: Ч. 1 – 4. М., 1868.

Беседы на некоторые воскресные дни. М., 1868.

Письма (к гр. Павлову). Риж. еп. вед., 1889, № 15, 16, 24, Ряз. еп. вед., 1898, № 7 – 8, с. 287.

Историч. очерк православн. церкви в греч. королевстве, 1836.

Проповеди (изданные в нескольких томах). Рязан. еп. вед., 1870, № 7; Странник, 1869, март; 1873, январь, с. 169.

О положении правосл. церкви в Греции. (Христ. чтен., 1893, сентябрь, октябрь).

Hosted by uCoz