Свято-Троицкий мужской монастырь г.Рязани.

Официальный сайт.

Главная страница.

Жизнь струится в берегах времени, и нет конца этому потоку, и нет остановки. Но их, эти остановки, должны делать мы, обращаясь к нашим истокам. Для чего? Кто же ответит однозначно… Остановиться, окинуть взглядом пройденный путь нужно иногда, просто чтобы сделать паузу, вздохнуть полной грудью и, укрепившись, устремиться дальше. Иногда бывает нужно оценить повороты и пороги, которые уже были преодолены в этом движении, чтобы рассчитать силы на будущее, чтобы осмотрительнее всматриваться в него. А иногда человеку, народу, обществу стоит оглянуться, чтобы не потерять самих себя: взглянем, а не повернуло ли русло в другую сторону, в то время как мы все спешим и спешим (и, может быть, уже по буеракам), теряя живительные связи, уклоняясь и постепенно угасая… Есть разные причины, чтобы оглянуться, главное не забыть этого сделать…

Основание обители.

Рязанский Свято-Троицкий монастырь находится в западной части г. Рязани при впадении р. Павловки в Трубеж (приток Оки). В старину этот монастырь именовался также «Троицким Усть-Павловским», или «Троицким, что усть реки Павловки». В древности эта местность была покрыта лесом, через который пролегала дорога, ведшая из Переяславля Рязанского в Коломну.

Время основания Троицкого монастыря в точности неизвестно. Одни историки относят его к нач. XIII в. (1208 г.), когда Рязанский епископ Арсений I (1198 – 1213), при князе Романе Глебовиче, «заложил новые укрепления вокруг Переяславля Рязанского…». Другие относят время его основания к началу правления Рязанским княжеством Олега Ивановича (1351 г.), который, оберегая стольный град от многочисленных набегов, создал вокруг Переяславля Рязанского сеть монастырей-крепостей. Рязанские историки – священник Иоанн Добролюбов и Л.И. Денисов – считают, что Рязанский Троицкий монастырь был заложен вел. кн. Олегом Ивановичем Рязанским в память примирения его со св. блгв. кн. Димитрием Ивановичем Московским (Донским) в конце XIV в. По мнению же некоторых, обитель открыта во времена внука Олега Ивановича – Ивана Федоровича, в честь св. прп. Сергия, причисленного в 1452 г. к лику святых.

По свидетельству летописей, св. Димитрий Донской, не желая тратить военных сил на борьбу с вел. кн. Олегом Рязанским, поехал в Троице-Сергиеву Лавру и упросил старца-настоятеля прп. Сергия Радонежского провести переговоры с рязанским князем. Исполняя просьбу св. блгв. кн. Димитрия «тое же осени (1385 г.) в Филипово говенье игумен Сергий сам ездил на Рязань к Ольгу о мире: прежде того многи ездиша к нему, и никто возможе утолити его. Преподобный же старец кроткими словесы и благоуветливыми глаголы много беседовал с ним о мире и любви: князь же Олег преложи свирепство свое на кротость, и умилися душею, и устыдеся столь свята мужа, и взя со князем великим мир вечный». Однако прп. Сергий не «прямо вступил в княжеский дворец», а перед тем «обнощева» (переночевал) в Троицком монастыре, в котором в то время церковь и кельи были деревянные.

В XIV – XVI вв. Рязанское княжество многократно подвергалось набегам татаро-монгольских орд, поэтому все «крепости и другие записи», относящиеся к монастырской истории, были истреблены. Первое последующее упоминание о монастыре встречается лишь в конце XVI в. (Писцовые книги 1595, 1596, 1597 гг.).

Обитель в период с XVII по XX века

В 1697 г. одновременно с Троицкой соборной церковью в монастыре была сооружена колокольня. Она была расположена против той же церкви, в северной части монастырской ограды, обращенной к р. Павловке.

Башни и ограда монастыря были сооружены одновременно с храмами и колокольней. Башни и ограда были кирпичные. Длина монастырской ограды 436 м: восточная сторона – 96 м; западная – 76 м; южная – 140 м; северная – 124 м. Крыша на ограде была покрыта железом и выкрашена медянкой. Вначале башен было четыре, в 1826 г. на юго-восточной стороне возвели пятую. Диаметр башен 3 м, высота (до карниза) – 3,5 м. Башни были перекрыты железным сводом, увенчаны куполом со шпилем, окрашенными медянкой.

В ограде монастыря находилось кладбище, на котором были похоронены члены знатнейших фамилий и именитые лица: князья Андрониковы, Вердеревские (5 захоронений), врач Семен Николаевич Гайгеров, погибший в борьбе с эпидемией сыпного тифа в Тамбовской губернии, Дубовицкие, А.М. Живаго, Замятины, архимандрит Иоанн (Оболенский), Князевы, княгиня М.И. Кропоткина, фрейлина Мария (в нач. XX в. Кассианом Любарским в «Троицком некрополе» описан памятник с надписью «Под сим камнем покоится прах грузинской царицы, фрейлины Марии»), Медынцевы, Нарышкины, Орловы, Рюмины, а также похороненный 26.10.1812 г. известный русский зодчий Матвей Федорович Казаков за алтарем Сергиевской церкви, у северной ограды монастыря. В 1904 г. кладбище было огорожено деревянной решеткой, окрашенной в зеленый цвет.

С октября 1749 г. по 1753 г., по благословению архиепископа Алексия (Титова), в монастыре находилась Арифметическая школа, в которой были классы: риторический, пиитический, синтаксический, грамматический, инфимический и фарический («фара» и «инфима» – начальные этапы обучения латинскому языку).

В 1795 г. в Троицком монастыре была открыта больница, переведенная 9.08.1807 г. владыкой Амвросием (Яковлевым-Орлиным) в Раненбургскую Петропавловскую пустынь.

В 1801 г. настоятель архимандрит Августин (Сахаров) перестроил настоятельскую келью, с устройством под ней каменного фундамента.

В 1810 г., из-за неудобства въезжих ворот, находящихся под колокольней, к которым в половодье вода подходила настолько близко, что затрудняла подъезд, устроены были новые ворота на северной стороне монастырской ограды. На фронтоне этих ворот находилось изображение прп. Сергия, благословлявшего иноков обители (не сохранилось).

В 1826 г. в Троицком храме возобновлен иконостас и расписан купол. Рядом с новоустроенной башней на юго-восточной стороне возведены деревянная житница и каретный сарай. С северной стороны построены конюшня, сарай для сена и ледник.

В 1830 г. приобретен серебряный ковчег весом 1 фунт 24 золотника. В целях предотвращения разрушения колокольни и монастырской ограды на западной стороне, вдоль западной стены устроен ряд контрфорсов.

В 1831 г. на Троицкой церкви снаружи, на восточной стороне восьмерика, написано изображение Св. Троицы, около него, по сторонам, на ложных окнах – изображения св. Иоанна Предтечи, и прп. Сергия Радонежского.

В 1833 г. оштукатурена и побелена привратная часовня, устроенная при монастырских вратах на северной стороне, в ней также устроен иконостас для трех икон.

13.09.1836 г. в 9 ч. утра мимо монастыря проезжал император Николай I.

В 1845 г. в Сергиевском храме устроен новый иконостас с новыми иконами в одном ярусе.

В 1855 г. вместо деревянного корпуса настоятельских келий, находившегося рядом с колокольней, устроен новый каменный двухэтажный корпус с четырехскатной, покрытой железом крышей. Прямоугольное здание (20,7х10,3 м) внутри было разделено на две равные части поперечным коридором. В коридоре на второй этаж вела деревянная лестница. Верхний этаж занимали покои настоятеля, нижний – братские кельи. Главный вход в здание фланкировался двумя узкими окнами (впоследствии заложенными), а над ними (на 2-ом этаже) имелось тройное окно. Все окна были прямоугольными.

В конце 50-х – нач. 60-х гг., при строительстве Московско-Рязанской ж/д, старая гужевая дорога, находившаяся на северо-востоке от монастыря (в 250 м) была проведена по южной стороне, где проходит и в настоящее время.

В 1858 г. возле южных, святых ворот, при дороге, устроена двухэтажная каменная часовня с подъездом внизу.

В 1865 г. в Троицкой церкви устроен новый трехъярусный позлащенный иконостас с новыми иконами.

В 1870-х гг. к дворовому фасаду настоятельского корпуса пристроен двухэтажный казначейский корпус (15х11,3 м), а в 1913 г. в южном торце настоятельского здания устроен двухсветный тамбур, соединивший его с казначейским.

В 1880 г. в Троицкой церкви из-за недостатка стенной росписи на 3 стенах размещены писанные на холсте картины в деревянных позолоченных рамах (5х4 аршина). На них были изображены: «Сошествие Св. Духа на Апостолов», «Нагорная проповедь Спасителя», «Благословение детей», в алтаре, на Горнем месте: «Пресвятая Троица», рядом – предстоящие «Божия Матерь» и «Иоанн Предтеча»; на северной стороне, над жертвенником – «Моление о Чаше».

В 1884 г. при святых вратах, на южной стороне монастыря, открыта одноклассная церковно-приходская школа для мальчиков-сирот, готовившихся к поступлению в духовные училища, в которой обучалось до 50 детей. Известен только один законоучитель и учитель школы: с 1914 г. – псаломщик Введенской церкви г. Рязани Василий Прокимнов.

В 1890-х гг., при строительстве шпалопропиточного завода (вблизи с. Борок Рязанского района), со стороны товарной станции «Рязань-2» была проведена ж/д ветка, пролегшая в 10 м от западной ограды монастыря.

24.10.1902 г. совершалось торжественное богослужение, посвященное 50-летию пребывания иконы Пресвятой Богородицы «Феодоровской» в монастырских стенах. По этому поводу уроженец Рязанской губернии архимандрит Павел (Глебов), наместник Троице-Сергиевой Лавры, прислал преосвященному Владимиру (Благоразумову) письмо и 100 рублей на масло для лампады перед этой чудотворной иконой.

В 1902 г. вблизи святых ворот с надвратной часовней настоятелем монастыря преосвященным Владимиром (Благоразумовым) была построена деревянная, обшитая тесом и крытая железом, гостиница для богомольцев, имеющая в длину 7,5 и в ширину – в одной половине 10, а в другой – 12 аршин, с боковыми тесовыми коридорами и воротами. Позади гостиницы выстроены: сарай для дров, хлевы для коров, погреб, сарай для корма скота, лабаз для лошадей приезжих богомольцев, теплый курятник. Кровли на гостинице и всех службах были окрашены в красный цвет.

В 1903 – 1904 гг. помещение приходской школы было значительно расширено в длину и в высоту; над средней частью, взамен шатра, был устроен фонарь для увеличения света и воздуха. Кровля и верх здания имели вид часовни. В нижнем этаже в левом крыле устроено помещение для учителя, в правом – для сторожа-привратника. Вблизи школы находился святой колодец с тесовой сенью, водой из которого пользовались монастырская братия и паломники.

В 1903 г. был выстроен новый каменный двухэтажный братский корпус (17,8х12,7 м), расположенный южнее настоятельского корпуса и одной торцовой стороной выходящий на линию западной части монастырской ограды. Внутри он был разделен на 2 равные половины: внизу – поперечным, вверху – продольным коридорами. В8этом корпусе помещались 10 братских келий, братская трапеза и кухня с подвалом. Окон в нижнем этаже – 18, а в верхнем – 20 с балконом. Под окнами братского и настоятельского корпусов были рассажены деревья: каштаны, клены, дубы, липы, ели и т.д., обнесенные деревянной решетчатой оградой, выкрашенной в зеленый цвет.

На монастырском «экономическом» дворе, сзади братского корпуса, вместо сгоревших в начале сентября 1903 г. деревянных хозяйственных построек, выстроены каменные службы: амбар, хозяйственный сарай, башня с помещениями для рабочих, конюшня и каретный сарай с сеновалом – под железной кровлей, окрашенной в красный цвет. Вблизи этих построек находились баня и 2 погреба.

В 1912 г. производилась перестройка алтаря Сергиевского храма с целью обнаружения захоронения М.Ф. Казакова. Захоронение обнаружено не было.

В 1914 г., в ноябре, в настоятельском корпусе был открыт епархиальный лазарет, предназначавшийся для раненых воинов, прибывавших со фронтов I Мировой войны. Он занимал 5 комнат и был рассчитан на 30 коек. Кухня лазарета помещалась в другом, братском, корпусе.

Кроме того, известно, что на территории монастыря стояла каменная часовня, крытая тесом (1,5х1,5 сажени) и была выстроена деревянная богадельня на 2 чел. (1,5х1,5 сажени).

Экономическое состояние обители.

Экономическое состояние монастыря до сер. XVIII в. неизвестно.

По ведомости за 1763 г. в монастыре состояло: настоятель, архимандрит, 8 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 2 монаха и 7 служителей, кроме них 2 капрала, 1 сержант и 6 солдат.

По описи 1763 г. в монастыре значилось:

Поголовье скота: 6 лошадей, 4 коровы и 20 овец.

Существовал сад (2 десятины), в нем 200 вишневых деревьев (оброка с сада не давалось).

До 1764 г. монастырь владел следующими вотчинами:

– с. Бахмачево, в 20 верстах от Рязани, крестьян 206 душ, при них земли 350 четвертей. Деньгами и хлебом с этих крестьян монастырь не пользовался, а призывал их на работы по 3 человека в неделю. В бахмачевской вотчине был монастырский двор, но скотины в нем не было. Мельниц, соляных варниц, конных и других заводов также не было. В пользу монастыря в самом селе крестьянами обрабатывалось 16 дес. земли в поле;

– с. Казарь, в мещерской стороне Рязанского уезда в 20 верстах от города. Крестьян, принадлежащих монастырю в этом селе было 76 душ, земли – 151 четверть 4 четверика. С крестьян этого села, также как и с крестьян бахмачевских, денег и хлеба монастырь не брал, но призывал их на работы по 2 человека в неделю. Сенных покосов было на 500 копен. Лес простирался на протяжение 5 верст, но был в общем пользовании. Было озеро, изобиловавшее рыбою, но также в общем пользовании;

– с. Девичий Рукав, в Шацком уезде, в Замокшенском стане, при р. Мокше, в 360 верстах от Рязани. Крестьян, принадлежащих монастырю, 342 души, которым принадлежало 642 четверти 4 четверика земли. Крестьяне хлеба и денег в монастырь не поставляли, но ежегодно вносили в синодальную канцелярию экономического правления 642 рубля. Не получал также монастырь доходов и от собственной мельницы на р. Варме;

– деревни Казмолка и Гранки, Нижнеломовского уезда, в 600 верстах от Рязани. Имеющиеся на те деревни крепости 1742 г., «за ослушанием крестьян», назад в монастырь не8были возвращены, крестьяне отвечали, будто они сгорели во время пожара. Деревни платили в синодальную канцелярию экономического правления по 1 рублю в год, а монастырь никаких доходов с них не получал.

Экономическое состояние монастыря к нач. XX в.

Возле монастыря усадебной и огородной земли 22 дес. 1198 кв. саж.; на южной стороне монастыря находился фруктовый сад с двумя колодцами, пополненный в 1904 – 1905 годах яблонями и другими фруктовыми деревьями вместо сгоревших в 1903 г.;

к настоятельскому корпусу с юго-западной стороны прилегал небольшой садик с беседкой,

с северно-западной стороны аллеи, ведшей в монастырь, и около мельницы находились монастырские огороды.

С 1901 г. в монастыре заведено 7 коров, в 1902 г. – 22 курицы, кроме того, в монастыре имелись 3 лошади; в 1905 г. заведена пасека на 45 ульев, которые летом помещались в монастырском саду, а зимой – в особом подвале под главным корпусом;

близ с. Мервина и д. Ситников, в 4 верстах от Рязани, 16,5 дес. луговой земли;

близ д. Ефремовской (Ряжского уезда) 21 дес. пахотной земли;

близ с. Подвислова (Ряжского уезда) 57 дес. неудобной земли;

близ с. Польного (Спасского уезда) 3 дес. пахотной земли;

близ д. Кельцы (Рязанского уезда) 50 дес. соснового леса.

К нач. XX в монастыре числилось 20 человек. братии, исключая настоятеля (епархиального епископа): казначей (иеромонах), 7 служащих иеромонахов, 4 иеродиакона, 1 монах и 7 послушников.

Сохранилось описание литургических предметов и облачений, которые были в монастырской ризнице до закрытия обители.

В помещении монастырской ризницы находилась и библиотека, в которой насчитывалось 150 томов книг и журналов. После закрытия монастыря фонд библиотеки был утрачен.

Обитель в советский период.

Монастырь был лишен своего статуса в 1919 г. 23 апреля того же года создано братство Троицкого монастыря, которое возглавил иеромонах Прокл (Кузнецов), наместник монастыря. Оба храма обители продолжали действовать в качестве приходских церквей, так как, согласно историческим документам использовались «группой верующих Уральской железной дороги. Община – 650 человек, из них 80% работающих, 20 – нетрудовые элементы». Остальные здания с 1919 г. служили общежитиями для учеников и квартир для служащих Уральской ж/д. В 1922 г. имущество Троицкого и Сергиевского храмов было «добровольно» пожертвовано в пользу голодающих: всего на сумму 80. 000. 000 руб.

5.07.1923 г. у общины был отобран Государственный договор на использование храмов. Однако, по сведениям документов Государственного архива Рязанской области (ГАРО), в 1925 г. на территории монастыря существовал приходский храм. Постановлением Губернской комиссии от 19.11.1923 г. «Троицкий монастырь в качестве памятников искусства и истории закреплен за Отделом по делам музеев». По сведениям ГАРО, «в 1925г . никакого имущества у этой общины (т.е. в Троицком монастыре – прим. авт.) не было, кроме шести колоколов».

В документах ГАРО за 1929 г.: выписках из протоколов заседаний Губисполкома и в протоколах собраний ячеек безбожников, групп верующих, в переписке с ВЦИК, Моссоветом по вопросам закрытия церквей, монастырей, использования церковных зданий приводятся данные о Троицком монастыре. Так, рассмотрев «ходатайство РязОкрПотребсоюза о предоставлении ему помещения летней церкви б. Троицкого монастыря в гор. Рязани под ссыпку и хранение в таковом хлебных грузов и приняв во внимание: 1. Важнейшую кампанию хлебозаготовки и остро ощущаемый недостаток складочных помещений под ссыпку и хранение хлебных грузов; 2. Что помещение летней церкви б. Троицкого монастыря в данный момент пустует и нет предположений об использовании последнего на какие-либо цели, ОкрАдмотдел постановляет: Разрешить РязОкрПотребСоюзу занять помещение летней церкви б. Троицкого Монастыря в г. Рязани под ссыпку и хранение хлебных продуктов».

В 1931 г. церкви монастыря использовались в качестве столовой артели им. Сталина. Часовня Троицкого монастыря Горсоветом передана на кирпич для постройки домов рабочим-стахановцам паровозного депо ст. «Рязань-1». В 1940 г. «было закрыто молитвенное здание на Огородной улице». Имеется ввиду один из храмов Троицкого монастыря. В том же году Огородная ул. была переименована в ул. 1 Мая.

Здание Сергиевской церкви было закреплено за областной автошколой «Трансэнергокадры» решением Горисполкома от 23.09.1940 г. и Исполнительного Комитета Рязанского областного Совета депутатов № 1891 от 11.10.1940 г.

В 1941 г. здание было переоборудовано под Учебный комбинат и в нем построена уборная; подвал использовался как слесарная, а склеп как монтажная мастерская, причем склеп был освобожден от замурованных гробов с останками. Тогда же был принято решение о ликвидации кладбища с проведением планировки надмогильных насыпей.

В 1950-х гг. в зданиях Троицкой церкви, колокольне и северной башни устроены мастерские местного завода автомобильной аппаратуры. В нач. 1970-х годов завод был значительно расширен, заняв территорию юго-восточной части монастыря. В это время были снесены южная и восточная башни, а также восточная часть монастырской ограды. Решением Рязанского городского Совета депутатов трудящихся № 306 от 24.08.1977 г. Гипрокоммунстрою было поручено разработать проект превращения поймы р. Павловки в зону отдыха рязанцев. В проекте детальной планировки парка входящим в эту зону зданиям Троицкого монастыря не было уделено никакого внимания. Однако Господь не допустил уничтожения.

Новейшая история обители

До 1994 г. помещение Сергиевского храма занимала автошкола, настоятельский и братский корпуса были использованы под жилье рабочих «Рязаньгражданжилстроя» вплоть до 2001 года.

С начала 1994 г. стали проводится работы по подготовке настоятельского корпуса под учебные помещения и общежитие для учеников Рязанского Православного духовного училища (РПДУ), одновременно с этим Автошкола была переведена из Сергиевского храма, и в нем начаты восстановительные работы. С 1.09.1994 г. по 06.12.1996 г. на территории монастыря размещалось РПДУ. Храмы были переданы на правах аренды. 17.12.1995 г. Высокопреосвященнейшим Симоном освящен Предтеченский придел Сергиевского храма. Указом Святейшего Патриарха Алексия II от 26.12.1995 г. Троицкому монастырю возвращен его исторический статус.

25 декабря 1995 г. на отчетном собрании приходской общины Кафедрального Борисо-Глебского собора (председатель собрания – архиепископ Рязанский и Касимовский Симон) Владыка сообщил об открытии Сергиевского храма в Троицком монастыре. На этом же собрании решался вопрос о реставрации «Феодоровской» иконы Божией Матери и о написании с нее хорошей копии для передачи списка в Троицкий монастырь. Также обсуждался вопрос об оказании Борисо-Глебским собором помощи Троицкому монастырю.

8.04.1996 г. освящен главный – Сергиевский – придел Сергиевского храма. С декабря 1996 г. в связи с расположением монастыря между тремя вокзалами (ж/д «Рязань-1», ж/д «Рязань-2» и а/в «Центральный») в монастыре открыта благотворительная столовая, ежедневно обслуживающая более 100 чел. 27.03.1997 г., на престольный праздник Божией Матери «Феодоровской» Высокопреосвященнейшим Симоном освящен одноименный придел Сергиевского храма. В этом приделе помещена в киоте точная копия с чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Федоровской».

Распоряжением Министерства Культуры РФ и Министерства Государственного Имущества РФ № 108/513-р от 26.06.1997 г. во владение монастыря переданы Сергиевский, Троицкий храмы и надвратная часовня.

Распоряжением Министерства Культуры РФ и Министерства Государственного Имущества РФ монастырю переданы остальные здания: настоятельский и братский корпуса. Остальные постройки монастыря не сохранились.

В 1996 г. в монастырь прот. Виктором Шиповальниковым (бывшим настоятелем Борисо-Глебского собора г. Рязани, служившим в п. Удельный Московской области († 2007) была передана Казанская икона Божией Матери. После разорения обители она некоторое время пребывала в Дивеевском монастыре, где была передана прот. Виктору. В 1999 г. монахиней Василией (Шевченко) для нее была выполнена бисерная риза. В 2003 г. иноком Василием (Иванцовым) изготовлен гипсовый оклад, покрытый сусальным золотом.

Летом 1998 г. в Сергиевском храме во время реставрационных работ под слоем побелки были открыты росписи XIX в. В 1999 г. монахиней Василией (Шевченко) росписи в Феодоровском приделе восстановлены.

16.06.2000 г. Высокопреосвященнейшим Симоном освящен Троицкий Соборный храм.

Hosted by uCoz